altapress.ru

Какой была торговля на Алтае
в Советском Союзе

Каково это – зависеть от бийских спичек и мечтать о мясорубке? Во второй половине XX века на Алтае многие не понаслышке знали, что это такое. Тем не менее сегодня на фоне растущей инфляции многие затосковали по советскому шопингу. Ведь «тогда все было дешевле». Altapress.ru решил напомнить, что представляла из себя алтайская торговля времен СССР, при помощи ее очевидцев.

Гендиректор – государство

Советская государственная розница делилась на две крупные части: магазины в подчинении у министерства торговли и кооперативная торговля (преобладала в сельской местности). Чем они отличались? До революции кооперация представляла собой отдельную систему, построенную на частной инициативе. Но в эпоху СССР управление системой забрала партия, и кооперативные магазины работали по тем же правилам, что остальные.

Всей розницей управлял по вертикали один «гендиректор» – государство. На верхних административных уровнях утверждались все цены на товары и спускались в региональные управления торговли и общественного питания. В частности, в Алтайский крайисполком. Ему нормировали ассортимент для местных магазинов и ставили планы по продажам в регионе.

Цены в магазинах были везде одинаковые. Только в Кош-Агаче, Усть-Коксе и еще в каком-то районе применялся «северный коэффициент»: +20% из-за транспортных расходов. Цена формировалась так: затраты производства плюс транспортные расходы плюс расходы на содержание торговли. И закладывалось всего 5% прибыли.
Николай Загайнов, бывший зампредседателя Алтайского крайпотребсоюза, начальник управления общепита Алтайского крайисполкома в 70-80-е годы
Потребсоюз помимо розничной торговли заготавливал сельхозпродукты и производил различные товары. Денежные поступления с разных направлений шли в один котел. Поэтому развитие розницы финансировалось не только за счет ее прибыли, но и за счет поступлений из других направлений. И магазины могли себе позволить работать с 2–2,3% рентабельности.

Розничная наценка на товары в кооперативных магазинах составляла также около 2–3%.

На фото: автолавка, Алтай.
Советские цены были в среднем ниже, чем в наши дни. Но покупать часто было нечего: вечной проблемой был дефицит. Мало было и самих торговых точек, и товаров в них.
Это сейчас Барнаул по количеству торговых площадей на душу населения на уровне Москвы. Когда я вступила в должность в 1991 году, этот показатель составлял около 30% от норматива – то есть недостаток был 70%. В других населенных пунктах края ситуация была не лучше. Чтобы строить новые магазины, нужно было их чем-то заполнять, а с этим были проблемы. Дефицит и очереди были характерны для всех десятилетий после 50-х годов. При этом край не был в худшем положении относительно других регионов. Ездили в большие города – и видели там то же самое. За конфетами, тортами, колбасой приходилось долго стоять. О каких-то импортных сапогах я уж и не говорю.
Валентина Сыроежкова, бывшая замглавы администрации города
Заставшие те времена помнят, что особенно не хватало всех групп промышленных товаров. В частности, одежды и обуви. Например, весь Алтай снабжала обувью одна оптовая база в Барнауле – Рособувьторг.

«Рабоче-крестьянской было достаточно! Модельной не хватало», – уточняет Николай Загайнов. По его мнению, причина дефицита потребительских товаров была в том, что легкую промышленность в СССР развивали плохо – по остаточному принципу.
Сегодня наиболее свежи воспоминания о дефиците 80-х, когда практиковали карточную (талонную) систему выдачи товаров.
Ресурсов для выполнения планов не было. Если бы «Трансмаш», например, дал системе потребсоюза мясорубок (страшно дефицитных), магазины бы в два раза перевыполнили план по товарообороту. Но никто никого не спрашивал, спускали план – и все. В 1986 году стали отпускать разную продукцию по талонам. Товары повышенного спроса (бытовая техника, например) вне очереди продавались в качестве поощрения. Сдал тонну зерна – получи право купить холодильник. Продукты в городах нормировались. Гречку выдавали только диабетикам, по справкам врачей.
Алексей Дуров, председатель районного потребительского общества Тюменцевского района в 80-е

Водку не выбирали

В деревенских магазинах дела с продовольствием обстояли лучше, чем в городах, в остальном же – аналогично. Все сельские торговые точки работали в системе потребкооперации. Большую часть советских лет там продавали в основном товары первой необходимости. 90% пропитания обеспечивало собственное хозяйство, и в магазин шли за консервами, крупами, конфетами и т. п. А также за хозяйственными товарами. Специализированная розница в системе начала развиваться только к 70-м годам.
В продаже были нитки, иголки, мыло, порошок, спички... Разнообразия в выборе не было, конечно. Существовала система распределения товаров. Прикрепили вас к Бийской спичечной фабрике – она получает наряд отгрузить вам товар. Томские спички лучше, но извините – ты прикреплен к Бийску и будешь продавать бийское. Еще пример – каменская водка. Всегда была отвратительная, воняла керосином. Но ряд районов были прикреплены к Каменскому ликеро-водочному заводу, и им приходилось брать именно ее. Кому какой наряд дать, решал крайисполком.
Алексей Дуров, председатель районного потребительского общества Тюменцевского района в 80-е
В деревни спускали и планы по кооперации населения. Как рассказал председатель совета нынешнего Алтайского крайпотребсоюза Виктор Красилов, в советские годы была установка: пайщиками кооперативов в деревнях должны были стать все старше 16 лет.
Лавка общества потребителей в селе Смоленском. 1924-1930 гг. Члены правления, приказчики, счетовод и другие
Правление алтайского союза кооперативов. 1917 г.
Пайщики в мое время были чисто условным понятием. Я их называл «номинальные трехкопеечные пайщики». Естественно, никто не вкладывал в слово «кооператив» его классическое понимание, поэтому паевой взнос был минимальным и символическим, а в остальном такие магазины работали как обычная государственная торговля. Система кооперации в советские годы была очень заадминистрирована.
Алексей Дуров, председатель районного потребительского общества Тюменцевского района в 80-е
Кооперативные магазины объединялись в рознично-торговые предприятия (РТП), которыми руководило районное потребительское общество (райпо). В 80-е годы райпо организовывало доставку товаров из 10 алтайских межрайбаз – крупных оптовых складов. РТП занималось содержанием магазинов и товарооборотом. В ведомстве каждого алтайского райпо к 80-м годам было по семь-восемь РТП.

Хромая подача

Поскольку в регионе, как и во всей стране, работали, по сути, только две гигантские «торговые сети», им было не нужно бороться за покупателя. Ассортимент, цены, внешний вид магазинов были везде одинаковыми. В изобретении названий участвовали райкомы партии вместе с крайисполкомом. «Бренды» были незатейливы: «Светлана», «Рассвет», «Искра».
Когда на магазинных полках появилась импортная продукция, она выделялась и оформлением, и качеством. Но ее всегда было очень мало. Ввоз импорта квотировался министерством внешней торговли, как и экспорт. На закуп достаточного объема импортных вещей министерству не хватало валюты. В основном их везли из Прибалтики и стран Азии. Особой редкостью была обувь и трикотажные изделия из Италии и Франции.
Тогда покупатели ругались из-за проблем в магазинах с теми, до кого могли дотянуться, – с продавцами. Последние пытались объяснить, что сделать сто пар туфель из пришедших десяти они не могут. Однако обычно это не спасало от претензий измотанных в очередях клиентов.
Сегодня проблема изменилась: на смену дефициту пришла дороговизна. Но покупатели по-прежнему чаще винят не системные ошибки государства, а магазины.
факт
При управлениях торговли были «ценовики» – специалисты, которые формировали цены и наценки. Они утверждались постановлениями исполкомов. Чтобы сделать овощи, молоко, хлеб в магазинах дешевле, производителям дотировали затраты на электроэнергию, водоснабжение и другие нужды. Но это касалось только группы товаров первой необходимости.

справка
Первым потребительским кооперативом в России считается объединение, созданное ссыльными декабристами в Сибири в Забайкальском крае в 1827 году. В 1915 году на Алтае впервые появился «Алтайский союз кооперативов». Кооперация подразумевала совместную систему ведения хозяйства – производство и продажу продукции, а также создание фонда оборотных средств для ведения дел в виде кредитов. Люди объединялись, вкладывались в то или иное предприятие и становились равноправными пайщиками. Целью в таком партнерстве была экономия. Например – на транспорте при перевозке крупных партий вместо индивидуальных небольших. На Алтае так поначалу кооперировались в основном маслодельные артели и лавки при них. Присоединение и выход из объединения были добровольными.

Татьяна Крикун
Настасья Коваленко

© 2016 Все права защищены
altapress.ru

Рейтинг@Mail.ru