Барнаульский аэропорт:
|
Ровно 80 лет назад на Алтае начала развиваться гражданская авиация, а 50 лет назад появился аэропорт. Тогда же из Барнаула полетели первые рейсы в Москву.
Сегодня барнаульский аэропорт имеет статус международного и носит имя космонавта Германа Титова. Как выглядит его «обратная сторона»? Что остается за кадром для обычных пассажиров? И правда ли, что однажды над аэропортом висело НЛО? Об этом читайте в лонгриде altapress.ru.
Хронология
27 октября 1937 года
В Барнауле, столице только что образовавшегося Алтайского края, было создано авиаподразделение – звено самолетов По-2.
12 марта 1967 года
К западу от города появился новый современный комплекс аэропорта. В этом же году открыто прямое сообщение с Москвой на самолете Ил-18.
26 декабря 1976
Барнаульскому авиапредприятию, первому в Советском Союзе, вручен сертификат годности аэропорта Барнаула к эксплуатации по метеоминимуму I категории Международной организации гражданской авиации (ICAO ).
1995 год
Присвоен статус международного аэропорта.
23 сентября 1997 года
На базе аэропортового комплекса создано "Авиапредприятие "Алтай".
осень 2017 года
Сотрудники предприятия отметят две юбилейные даты — 20-летие авиапредприятия и 80-летие появления гражданской авиации на Алтае.
|
Обязательный человек в каждом аэропорту – орнитолог. Его задача – следить за птицами, чтобы предотвратить аварии с их участием. Ведь даже самая маленькая птица может вывести самолет из строя.
В Барнауле службу орнитологов возглавляет 23-летний Никита Зернов, инженер по орнитологической безопасности полетов.

Для отпугивания птиц Никита пользуется специальной пушкой, установленной на взлетно-посадочной полосе. Она не стреляет, а издает звуки, которые отпугивают пернатых.

Есть и биоакустическое оборудование, которое транслирует громкие испуганные крики птиц. Услышав «испуг» в записи, птицы улетают прочь от взлетно-посадочной полосы. Крики птиц чередуются со звуками выстрелов.
Пассажиры этих звуков не слышат – полоса находится далеко от здания аэровокзала. Так же незаметно инженер осматривает и взлетно-посадочную полосу – помимо птиц сюда частенько заглядывают зайцы, суслики и лисы.
Самый опасный период, связанный с «нашествием» пернатых, – весна и осень, когда мигрируют стаи перелетных птиц. Лето добавляет и местную изюминку – барнаульские птицы стаями летят на Михайловское кладбище и на городскую свалку.
|
На авиапредприятии «Алтай» есть цех бортпитания, в котором готовят еду для пассажиров, вылетающих из барнаульского аэропорта.

Начальник смены Ирина Непочатых рассказала, что барнаульским бортпитанием загружаются самолеты авиакомпаний S7, «Уральские авиалинии», все чартерные рейсы. Меню разрабатывают сотрудники авиакомпаний – цех строго придерживается поданных заявок.
В советское время бортпроводники предлагали пассажирам однообразное меню: курицу с рисом и чай с карамелью «Взлетная». Сегодня выбор блюд гораздо разнообразнее.

Непочатых рассказывает, что за последние годы изменились пристрастия пассажиров чартерных рейсов. Если раньше вылетающие на отдых в Таиланд и Вьетнам предпочитали морепродукты, то сейчас наших путешественников одолела ностальгия – они просят сало с картошкой и селедку, посыпанную зеленым лучком.
Цех бортпитания ведет сопровождение самолетов и во время прибытия литерных рейсов авиакомпании «Россия», которая перевозит в том числе первых лиц государства.

Возможно, главный пассажир борта № 1 Владимир Путин и не пробовал деликатесов от цеха бортпитания (говорят, во время визитов президента в регионы прибывает целый штат поваров с «кремлевской» едой), но его сопровождающие точно ели барнаульские обеды.
|
В штате авиапредприятия «Алтай» есть свой пожарно-спасательный расчет, сотрудники которого работают на пяти спецавтомобилях. К счастью, работать в реальном режиме ЧС местным пожарным не приходилось.
Справа от сотрудника аэропорта - порошковые огнетушители. Их используют для тушения возгорания нефтепродуктов, горючих материалов и жидкостей, а также для тушения возгорания электроустановок
Но начальник расчета Алексей Чирков припомнил давний случай. Из Китая в Россию летели три транспортных Ил-76 (за внешний вид самолет называют «горбатым»). Во время полета пилотам пришло тревожное сообщение с китайского аэродрома: один из бортов при взлете «потерял» опору шасси. Какой именно из трех – неизвестно.

Пожарные расчеты ожидали приземления бортов в барнаульском и новосибирском аэропортах. Именно тогда наши пожарные при посадке запенили транспортник Ил-76. Позже выяснилось, что он оказался исправным. А самолет без шасси успешно приземлился в Толмачево.
Расчет не прохлаждается в отсутствие ЧС – выезжает на пожары в районы, прилегающие к аэропортовой зоне (поселки Шахи, Авиатор и другие).

Иногда пожарно-спасательный расчет авиапредприятия устраивает «пенные вечеринки»: например, 1 июня для детей сотрудников аэропорта или во время специальных экскурсий.
|
Взлетно-посадочная полоса (ВПП) хорошо просматривается из кабинета мастера аэродромной службы Михаила Толстых. Сотрудники службы обеспечивают наземную безопасность полетов: они ежедневно осматривают ВПП на предмет изучения коэффициента сцепления, его соответствия нормам.
Известно, что залитые водой, заснеженные или ледяные покрытия становятся скользкими и опасными для пешеходов. То же самое касается и самолетов. Поэтому сотрудники аэродромной службы пристально следят за состоянием ВПП – чтобы не было, к примеру, наледи. Так же внимательно работники изучают сохранность полосы. Если появится в асфальтобетоне трещина, ее тут же заделывают спецмастикой.
В эту зиму, с обильными снегопадами, зачастую служба работала в круглосуточном режиме. На очистку ВПП выходили 12 единиц техники. Чистили ночами, без остановок, чтобы утром принять и отправить московские рейсы. Немаловажно – из-за снегопадов в Барнауле ни один рейс не был задержан.

Начальник аэродромной службы Максим Балдин рассказал, если снег на ВПП высотой больше 5 сантиметров, аэродром нужно закрывать. Но такого в Барнауле не случалось.
|
Самолеты в небе над Алтайским краем «ведут» диспетчеры Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

Однако в барнаульском аэропорту есть своя «диспетчерская» – служба авиационной безопасности. Работники службы следят за поведением пассажиров на мониторах компьютеров, куда идет трансляция с видеокамер, установленных в здании аэровокзала.
Наталья Болотова,
начальник службы авиационной безопасности авиапредприятия «Алтай»:
Даже на мониторе видно, что пассажиры начинают волноваться при известии, к примеру, о задержке рейса. Некоторые принимают эту информацию спокойно, а другие нервничают, начинается «цепная реакция». Обычно в этом случаев «паникеров» успокаивают сами пассажиры
|
В службе электросветового технического обеспечения полетов корреспондентам altapress.ru показали, как работает светосигнальное оборудование аэропорта на специальном макете: ведь именно по «лампочкам» самолет заходит на посадку.

Светосигнальным оборудованием управляет авиадиспетчер – он следит за курсом посадки самолета, яркостью установленных огней приближения и т. д.
Но в случае возникновения аварийной ситуации (например, при внезапном отключении электроэнергии) за работу берутся спецы автономной электрослужбы авиапредприятия «Алтай». В их распоряжении есть несколько независимых источников питания. И в течение нескольких дней без перерыва светосигнальное оборудование может работать от дизель-генератора.

Главное назначение светосигнального оборудования – служить ориентиром для пилотов при взлете или посадке. Или при ограниченной видимости.
|
В феврале 2017 года из нашего аэропорта задержали вылет московского рейса авиакомпании S7 из-за того, что во время полета в Барнаул пассажирке стало плохо. Чтобы помочь женщине, экипаж использовал специальное оборудование с кислородом.

Чтобы выполнить рейс в Москву, надо было оборудовать рейс новыми кислородными баллонами. Их доставляли из Новосибирска, поэтому рейс пришлось задержать.

Все это время пассажиры возмущались задержкой рейса: мол, «могли бы и так взлететь». Однако специалисты отвечают: задержка была в интересах самих же пассажиров: не дай бог, во время полета понадобились бы кислородные маски.
Отдельная история о безопасности в полетах связана с прибытием в Барнаул бойца Александра Емельяненко в декабре 2012 года. С борта самолета, на котором летел спортсмен, в аэропорт поступило сообщение о том, что Емельяненко ведет себя неадекватно, дебоширит, пристает к бортпроводникам. В аэропорту бойца встретили: отправили в дежурную часть линейного отдела МВД для составления протокола. После «пьяной гастроли» никто из авиаперевозчиков не рискнул брать из Барнаула на свой борт известного бойца. Спортсмен в итоге улетел из Толмачево. Именно с этой барнаульской истории в СМИ начали активно обсуждать составление «черных списков» для авиадебоширов.
|
21 января 2001 года в 20.20 над барнаульским аэропортом завис НЛО: зеленый светящийся шар уютно «расположился» в небе и, судя по всему, улетать не собирался. В результате аэропорт закрыли на полтора часа.

Это необычное явление наблюдали как сотрудники аэропорта, так и экипажи и пассажиры самолетов, собиравшихся вылететь из Барнаула.

Летчики транспортника Ил-76 авиакомпании «Тэсис», уже вырулившего на полосу, решили вернуться на место стоянки. Командир Ил-76 перенес вылет самолета (согласно нормативной инструкции) в Москву на утро. Еще один грузовой самолет, у которого была запланирована промежуточная посадка в барнаульском аэропорту, отправился на запасной аэродром.
А вот пилотам самолета Як-40 с хоккейной командой «Нефтяник» из Альметьевска на борту повезло: борт вылетел в Бугульму по расписанию, так как к 21.45 светящийся шар, повисев в небе полтора часа, внезапно скрылся. Диспетчерам не удалось «засечь» объект на локаторах.

Начальник аэродромной службы Максим Балдин рассказал, что о ЧП доложили в Минобороны (в ПВО). Однако в военном ведомстве сначала не могли объяснить, что за наглый НЛО нарушает безопасность полетов в Барнауле. Впоследствии, по словам Балдина, подтверждение от Минобороны о нахождении неопознанного объекта в аэродромной зоне все же получили.

Специалисты подтвердили: зеленый шар в течение трех вечеров зависал над взлетно-посадочной полосой аэродрома. А потом скрылся.
|
В июле 2007 года барнаульский аэродром принял китайский «десант»: 32 боевых вертолета (Ми-17 и Z-9), 8 истребителей-бомбардировщиков JH-7А, 3 транспортных самолета Ил-76. Всего прибыло 294 военнослужащих Народно-освободительной армии Китая.

Тогда на фотосъемку эскадрильи требовалось разрешение китайского правительства, которое с помощью старшего полковника, заместителя военного атташе посольства, КНР получил корреспондент altapress.ru.

Китайские военнослужащие назвали барнаульских комаров настоящим нашествием. Видимо, в отместку за то, что прибытие эскадрильи местные назвали «китайским нашествием».
Перед прибытием истребителей взлетно-посадочная полоса аэродрома претерпела изменения: специально для военных машин ВПП нанесли разметку – известью, чтобы после «проводов» она не приводила в заблуждение командиров гражданских судов.

Китайцы летели транзитом через Барнаул на масштабные учения «Мирная миссия – 2007», которые прошли под Челябинском в рамках ШОС. Тогда в беседе с корреспондентом altapress.ru Ма Щианшен, генерал-майор сухопутных войск Народно-освободительной армии Китая, поделился своими впечатлениями от вида горы Белуха. «Зрелище незабываемое. Нашим летчикам она сильно понравилась. У вас великолепные горы!» – сказал генерал.

«Китайский десант» в Барнауле стал мощным мероприятием под патронажем Минобороны и спецслужб России. Столько боевых машин еще не приземлялось в барнаульском аэропорту. И не зря многие сотрудники предприятия «Алтай» до сих пор хранят снимки с этого «мероприятия» в своих архивах.
|
На авиапредприятии «Алтай» есть музей. Здесь можно посмотреть пожелтевшие фотографии 1937 года, потрогать очки пилота По-2 (У-2) или ознакомиться с приборной панелью левого пилота самолета Ан-2.

В музейном кабинете бережно хранится «Книга почета», изданная по распоряжению И. Сталина. Первая запись в книге сделана в 1948 году, крайняя (как говорят летчики) – в 1957-м. Экспонаты в музей приносят сотрудники авиапредприятия.
|
Без |
|
comments powered by HyperComments
Текст: Лариса Васильева
Выпуск: Настасья Коваленко

Фото: из архивов altapress.ru и авиапредприятия «Алтай»,
Юрия Сушкова,
Алексея Мартышкина,
Александра Комкова


Редакция выражает благодарность за подготовку материала авиапредприятию «Алтай»

© Все права защищены, altapress.ru
Рейтинг@Mail.ru