Столь же сложно представить без него
советский театр, переживавший в «оттепельные» годы второе рождение. Драматург сотрудничал со
МХАТом, с Театром им. Вахтангова и сыграл, судя по всему, исключительную роль в становлении
Театра на Таганке.
Для творческих «шестидесятников» Эрдман, несомненно, был живой
легендой, кумиром. Не случайно откровенно влюбленные ноты звучат в мемуарах многих из них —
актеров, сценаристов, режиссеров… Среди них, однако, практически нет ни поэтов, ни
писателей, ни драматургов, что закономерно: Эрдман ушел из литературы. После «Самоубийцы» он
не написал больше ни одной пьесы.
«Во время войны, когда мы жили в эвакуации в
Ташкенте, к моему брату заявилось двое военных. Один был Эрдман, другой — без умолку
говоривший Вольпин. Вольпин говорил о поэзии: поэзия должна быть интересна, мне интересно
читать Маяковского, мне интересно читать Есенина, мне не интересно читать Ахматову… Вольпин
был воспитанником Лефа и знал, что ему интересно. Эрдман молчал и пил».
Бесценный
наблюдатель Надежда Яковлевна Мандельштам одной из первых увидела в молчании новый императив
драматурга и осмыслила его значение: «Эрдман обрек себя на безмолвие, лишь бы сохранить
жизнь».