Конец 80-х стал началом новой эры
культуры — граффити. Это время стало настоящим переворотом — «брейк-данс» и «хип-хоп»
покорили сердца советской молодёжи и получили второе дыхание на пустующих
местах улиц. Первые граффити появились в Калининграде и Санкт-Петербурге, чуть
позже уличные художники, или райтеры, добрались и до Москвы.
Историю стрит-арта Барнаула ещё сложно назвать историей. Путь нашего города в этом деле — только начинается. Первооткрывателями стали художники Андрея Снака (псведоним «5nak») и Андрея Бергера (псевдоним «Aber»). В 2007 Эти художники совместно с другими райтерами организовали первый арт-фестиваль в Барнауле — разрисовали полотно на заброшенном ВДНХ. |
Я работаю в основном в Сибири: Бийск, Барнаул, Новосибирск, Томск, Омск, Кемерово, Горный Алтай. Летом ездил в Москву делать совместный проект.
В основном мое творчество принимают везде. У меня понятный персонаж и стиль, обычно это вызывает улыбку и отклик у людей всех возрастов, разных профессий и мировоззрений. Мой персонаж понятен всем, потому что кот это то, что всем нам близко с детства. Что может быть более понятным и традиционным? Думаю, мне удается из года в год делать его интересным.
Если я рисую на фестивале, то это согласовано с местной администрацией. Все знают, что происходит и реагируют позитивно. Я сталкивался с мнением, что граффити — вандализм, но что можно назвать вандализмом? Для меня это порча чужого имущества, автомобилей, культурных памятников, церквей. Граффити — это реакция на унылую среду. Как правило, надписи и рисунки оставляют на заброшенных зданиях, серых стенах, которые трудно испортить.
Ты собираешь художников с горящими глазами, приходишь в администрацию с идеями для проекта, а вас спрашивают не пропагандируете ли вы наркоманию или другие запрещенные темы? Цензура это совершенно нормально. Но большинство художников, с которыми я знаком, либо вкладывают исключительно позитивный смысл, либо концентрируются на подаче. Мы сейчас идем от обратного. Изначально каждая сторона понимает, что городу нужны такие работы. Но когда делаешь первый шаг — возникает много вопросов. Правки, коррекция. Одна из схем работы это предоставить место вдалеке от центра и дать художникам условную свободу. В пределах разумного, естественно.
Если мы работаем в центре города. Нам задают тему, мы готовим макет. Здесь администрации проще работать и выделять на граффити деньги. Художники не могут позволить себе отступить от сценария. Я считаю рабочими и первую и вторую схему. Важно, чтобы был диалог. Рабочие вопросы это абсолютно нормально. Только с годами цепочка администрация-организатор-художник начнет слаженно работать и мы сможем сделать еще больше проектов!
Граффити это хороший вариант улучшения внешнего облика городской среды. Хорошо, что власти города считают это важным и мотивируют молодежь принимать участие. Вопрос, как все это организовать? Важно чтобы были кураторы — люди, которые понимают, как это работает. Те, у кого есть организаторский опыт, опыт рисования, опыт насмоторности. Это люди, которые варились в этой среде много лет. Те кто может общаться и с представителями власти, и с молодыми художниками. Важно найти таких людей! Тогда эти проекты обязательно состоятся! Ведь в любом городе много площадей для творчества.
Кот с годами менялся и меняется. За последние два-три года творчества, я замечал, как неосознанно изменился стиль. Также как и в традициях народной росписи, основные элементы и детали кочуют из кота в кота. Элементы остаются на базе персонажа и постепенно видоизменяются. Образ кота абстрактный. Однако, это целая вселенная со своей мифологией. Существует восемь основных героев котов с Алтая, остроконечных как горы. У каждого из восьми героев есть свой характер, но я особенно не знакомил с ними людей. Есть кот-изобретатель, кот-наставник, кот-боец, кот-весельчак и другие. У каждого есть имя, характер, свои интересы, полностью прописанный образ. Так же, как и в кино или в комиксах. Я работал над ними двадцать лет. Недавно я сделал скульптуры этих котов из алтайского кедра. Думаю, в скором времени ближе познакомить свою аудиторию с ними.
Кот стал основным и хитовым персонажем. Он получил наибольшее распространение. Но на самом деле персонажей больше. Это люди, уличные художники, птицы, народные образы, горы, собаки, которые, наоборот, злые. В данный момент, я специально не разрабатываю персонажа. Есть огромное поле работы с алтайскими котами, многое не рассказано, осталось в макетах. Если появляются персонажи параллельно — я им не мешаю. Они выходят неосознанно. Например, персонажи-буквы «У» и «С» в баббл -стиле. Но они не так узнаваемы и не ассоциируются со мной. А коты — это бренд. Люди, когда их видят, понимают, что к чему.
Мурал в Бийском Котельном заводе — мой самый масштабный проект, по площади и времени исполнения. Это важная ступень в моем развитии, как для человека, так и для художника. Для меня было удивительно и приятно, что меня позвали сделать именно мой стиль, моих котов. Куратор проекта на Котельном заводе сказал, что хотел бы увидеть моих персонажей, чем больше, тем лучше. В итоге я погрузил котов в среду завода, в процессы производства, одел на них каски и дал в лапы инструменты. Получилась интересная, самобытная, уникальная работа. Я рад такому сотрудничеству. В феврале этого года закончил роспись еще в одном цехе.
Бийск мой родной город. Мне приятно приезжать и работать там. В этом году я организовал фестиваль стрит-арта в именно Бийске. Это было моей мечтой на протяжении более десяти лет. Раньше это казалось невозможным, создать такой фестиваль. Но я старался изучить процесс, набирался опыта. Последние несколько лет я живу в Новосибирске. Здесь тема стрит-арта более развита: я регулярно участвую в фестивалях, граффити-джемах. Наконец созрел, смог сделать в Бийске такой фестиваль, привезти художников из Барнаула, Новосибирска, Новоалтайска — нас было двадцать человек. Я даже не думал, что удасться собрать столько людей, замотивировать их, обеспечить всем необходимым: жильем, едой, краской… Все получилось, чему я очень рад. На данный момент в Бийске никто не мог этого сделать кроме меня. Мы строим планы на будущее, надеемся, что фестиваль станет ежегодным. Участники уехали на позитивной ноте, мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.