БОЛЬШОЙ
«Каприз»
Старейший детский коллектив в Барнауле празднует юбилей
Шоу-театр песни «Каприз» родился 30 лет назад, когда в Барнаул с Украины приехала Елена Щербакова, невероятно талантливый педагог и просто человек-оркестр. В ДК «Сибэнергомаш» она основала группу «Нотки», которая с годами была переименована в шоу-театр песни «Каприз». В Украине детские эстрадные проекты уже существовали — это «певучая» страна — а в России (тогда еще Советском Союзе) «Каприз» стал первым. И родители с детьми встали в очередь на запись.
Благодаря связям Елены Щербаковой, ее талантам и талантам ее маленьких воспитанников «Капризу» быстро покорились сцены - «Утренняя звезда» в Москве, «Волшебная песня» в Болгарии, «Надежда Европы» в Сочи, «Цветущая Чехия» в Праге. Многие юные вокалисты уже записали сольные альбомы, у некоторых есть собственные видеоклипы.
Наш клиент
Всех детей нужно «искупать» в музыке, и чем раньше, тем лучше, уверена руководитель театра Анна Капленко. У всех детей есть музыкальные способности, просто у кого-то их больше. Музыка даёт общее развитие и культуру. Ребята становятся более словоохотливыми, открытыми, эмоциональными.
Театр не ставит перед собой задачу вырастить из каждого звезду большой эстрады. Но старается воспитать их так, чтобы ребёнок, закончив обучение, стал успешным в своей сфере, чем бы он ни занимался. Для того чтобы человек преуспел в жизни, эпизоды из детства должны быть самыми яркими и только счастливыми. «Каприз» делает для этого всё возможное и невозможное.
Все дети по природе своей любят двигаться. Это не составляет для них труда. Еще в колыбельке, встав на ножки, дитё уже притоптывает. Танцы — это просто мышечная нагрузка. Мы в первую очередь спрашиваем у родителей не о танцах, а о том, склонен ли ребенок вслушиваться в музыку, которая его окружает, и «подмяукивать». И если да, то это наш клиент!
— Анна Капленко, руководитель «Каприза»



Интеллектуальный клоун
На самом деле все дети очень способные. Но «на лету не схватывают», и им трудно концентрировать внимание.
Педагогов от бога, людей с искоркой, с огромной любвью к детям совсем немного. Но в «Капризе» нет наставников, которые просто «выдают» занятия. Они знают, какое мороженое любит каждый ребёнок, чем он дышит, когда не находится в театре, о чём думает, когда ложится спать. Дети доверяют педагогам свои секретики иногда охотнее, чем родителям.
Преподаватель должен быть таким интеллектуальным клоуном. Очень непросто заставить ребёнка раскрыться, довериться. Здесь не бывает быстрых результатов. Музыка – не таблица умножения, которую можно просто выучить наизусть. Ты делаешь вложения на годы вперёд. И самое главное – неизвестно ведь, что из этого получится: раскроется ли ребёнок, достигнет ли результатов.
— Анна Капленко, руководитель «Каприза»
Про розовых слоников
Всех детей нужно учить трудиться, потому что большинство из них ленивы. В театр приводят малышей с трех лет, для них «Каприз» — это веселая развивающая игра. Настоящая ломка происходит к 10-12 годам. Ребенок может сказать: «Не хочу больше петь!» — и не будет. Потому что именно с этого возраста начинается самая трудная часть пути. Планка поднимается выше, спрашивают больше, и темы задают серьезные.
В этом возрасте дети часто хотят заниматься только танцами. Вокал гораздо труднее. Здесь нельзя просто разучить песню и отправиться на сцену. 10-12 лет - это время, когда надо по-настоящему трудится, тратить почти все время на обучение, это настоящая, напряженная работа души и сердца. Репертуар становиться сложнее, глубже, драматичнее. Это время, когда уже хватит петь про розовых слоников.
— Анна Капленко, руководитель «Каприза»
Додумать песню
Педагоги «Каприза» постоянно ищут новый музыкальный материал. Много хорошего можно обнаружить и в Интернете, а потом правильно аранжировать, домыслить, пересочинить и довести до совершенства.

Каждая песня театра — это целостный драматургический номер, с которым не стыдно выступить на любой сцене — от городской площади Сахарова до правительственных концертов и европейских подмостков. На подготовку такого номера уходит несколько месяцев.
«Каприз» выступал в Германии, Польше, Чехии, Болгарии, участвовал во множестве всероссийских конкурсов и еще ни раз ни разу не возвращался в Барнаул без наград.

Театр сотрудничает с известным барнаульским музыкантом Львом Шапиро, по-прежнему контактирует со своей «старой подругой» Ларисой Рубальской. В первые 15 лет много песен для «Каприза» создал барнаульский поэт-песенник Ефим Хайтман. Временами театр в своём творчестве возвращается к тому репертуару, потому что он стал бессмертной классикой.
В активе театра и популярные композиции, и классические арии и народные песни в современной обработке, ученики могут петь на разные лады, и многоголосьем,
и а`капелла.
Иногда, бывает, найдешь песню и думаешь: как жаль, что у меня пока нет такого солиста! Но каждая песня обязательно находит своего исполнителя. И тогда получается по-настоящему «вкусный» номер. Конечно, результаты конкурсов предугадать сложно, но мы всегда уверены в своих силах и если едем, то знаем, что победим.
— Анна Капленко, руководитель «Каприза»
Оторванные пайетки
Пока детки развиваются, радуются, поют и танцуют, на родителей ложится серьёзная финансовая нагрузка. Эстрадный жанр требует немалых вложений. Например, пошив одного костюма обходится в 3–4 тысячи рублей. Каждый номер требует новых костюмов. В «Капризе» слишком внимательны к мелочам, чтобы позволить себе брать костюмы напрокат или носить то, что сшито 15 лет назад.
Одежда тоже воспитывает ребенка — развивает вкус и чувство прекрасного. Одно дело, когда ребенок надел новое платье. И совсем другое — когда он надел платье, а на нем пайетки оторваны, или оно потёрто, или нитки торчат, или где-то что-то на булавке держится. Какое настроение тогда будет у артиста?
— Анна Капленко, руководитель «Каприза»
Глаза в глаза
«Каприз» — место, где не просто учат петь и танцевать. Актерское мастерство — обязательный предмет. Дети участвуют в шоу, где нужно показать характер каждой песенной строчки. Педагоги постоянно беседуют с детьми, размышляют, разбирают слова, вдумываются, как лучше «сыграть» тот или иной вокальный номер.
Вокал — это интимный предмет. Это всегда индивидуальные занятия. Педагог и ребенок смотрят друг другу в глаза. Здесь нужен полный контакт и стопроцентное доверие. Ребенок должен глубоко понимать, о чем он поет, проживать каждую эмоцию.
— Анна Капленко, руководитель «Каприза»
Лучшие в своем деле
Ребята из «Каприза» выступали на одной сцене с ярчайшими звёздами российской эстрады. Среди них Зураб Соткилава, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Алла Пугачёва, Вилли Токарев, Ирина Аллегрова, Александр Маршал. В числе партнёров театра по сцене были и актёры – Дмитрий Марьянов, Светлана Светличная, Андрей Мерзликин, Александр Панкатов-Чёрный и другие.

Многих из выпускников «Каприза» знает вся Россия, например участников телепроекта «Голос» Романа Кошкарова и Ивана Чебанова. Ване было 3,5 года, когда он пришёл в театр, уже с потрясающим обаянием и куражом. Сразу стало понятно, что это звезда. Сейчас он преуспевающий бизнесмен и шоумен, сочиняет песни для эстрадных исполнителей.
Роман Кошкаров также живет в Москве, успешно сотрудничает с группой «А-студио» и другими звездами. Он талантливый аранжировщик, звукорежиссер и вокалист. Многие выпускники не стали знаменитыми певцами — Юлия Кривцова, Влад Ковальчук, Анжела Быкова, Наталья Яшкина, Иван Прокопьев, — продолжают петь и преуспевают в жизни.
Теперь это останется с ними навсегда. Никто уже не убьет в этих людях музыку.
— Анна Капленко, руководитель «Каприза»
Еще одна юная воспитанница «Каприза» Аня Филипчук в этом году стала полуфиналисткой международного конкурса молодых исполнителей «Детская Новая Волна». Она также стала финалисткой конкурса «Битва талантов», который проводится в Сочи под патронажем Академии популярной музыки Игоря Крутого.
До мурашек
«Есть профессии, где отработал с 9 до 18, вышел и сразу думаешь, что муж попросил гороховый суп сварить, надо бы зайти в магазин. В творческих профессиях такого не бывает. Это круглосуточная работа. Я постоянно в поиске нового материала — до, во время и после работы, и еще полночи «пропеваю», думаю, как сделать так, чтобы ребенок раскрыл песню, а песня раскрыла его. Конечно, жертвуешь многим личным. Но это не зря! Ребенок может несколько лет «сидеть в травке» как маленький груздочек, а потом раз — и вырасти! И просто всех очаровать! До мурашек меня доводят иногда. Вообще, меня трудно довести — стаж большой, но бывают такие дети. Приходится из класса выбегать, если чувствую, что глаза на мокром месте», — Анна Капленко,
руководитель «Каприза».

«Соловушка»
«Это была дерзкая затея — своими силами снять клип. Была жара — градусов 30. И, конечно, мы все вымотались. Ребятишки работали на износ. Даже взрослые иногда падали, а дети танцевали».
— Мама солистки «Каприза» Алина Филипчук.
Факты
С тех пор, как в 2000 году ушла из жизни основатель театра
Елена Щербакова, театр носит её имя.

60 детей разного возраста занимаются в шоу-театре песни «Каприз».
Шоу-театр песни «Каприз»
Телефон: +7–905–984–14–81

Барнаул, Германа Титова, 50а,
ДК моторостроителей,
Рейтинг@Mail.ru