По пути с прогрессом

Журналист «Алтапресса» проверил, как РЖД в Алтайском крае ломает стереотипы и меняется к лучшему
Железная дорога в представлении тех, кто давно не пользовался ее услугами, порой кажется закостеневшей и практически не развивающейся структурой. Тем неожиданнее и приятнее было обнаружить, что это мнение глубоко ошибочно. Убедиться в этом корреспондент смог самостоятельно, проверив уровень сервиса на Западно-Сибирской железной дороге.
Железная дорога в представлении тех, кто давно не пользовался ее услугами, порой кажется закостеневшей и практически не развивающейся структурой. Тем неожиданнее и приятнее было обнаружить, что это мнение глубоко ошибочно. Убедиться в этом корреспондент смог самостоятельно, проверив уровень сервиса на Западно-Сибирской железной дороге.

Красота и не только

Если театр начинается с вешалки, то железная дорога начинается, конечно же, с вокзала. Честно признаюсь, я давно не ездил поездами и вокзал обходил стороной. А между тем, за последние несколько лет барнаульский вокзал значительно преобразился.

Мое внимание приковали различные арт-объекты на вокзале. На стенах в залах ожидания появились чудесные живописные работы, выполненные сотрудницей РЖД Ириной Степановой. Так, в кассовом зале появилось прекрасная картина с достопримечательностями Алтайского края.

В зале ожидания разместился интерактивный стенд «Исторический багаж». Этот проект приглашает к знакомству с историей городов и мест на мультимедийных экспозициях, вовсе не случайно установленных на вокзалах и железнодорожных станциях по всей России. Кроме того, по qr-коду на стенде можно попасть на специальный сайт и узнать об истории еще больше.
Интерактивный стенд «Исторический багаж»
В зависимости от настроения пассажира, время в ожидании поезда может пролететь как миг, а может тянуться очень долго. Впрочем, один локомотив абсолютно точно всегда есть на перроне вокзала. Речь идет о небольшом паровозе-памятнике, на фоне которого всегда можно сфотографироваться, чтобы теплые и приятные ощущения от поездки всегда были рядом.
Паровоз-памятник
Лично мне особенно приглянулся уголок со скульптурой нашего знаменитого земляка — Василия Шукшина. С одной стороны — это отличная фотозона для гостей и жителей края. С другой — задумчивый вид Василия Макаровича так и тянет задуматься о чем-то возвышенном, вечном — самое то для того, чтобы скоротать время в ожидании поезда.

Новые услуги

Помимо красоты на стенах, внимание в залах привлекают новенькие интерактивные информационные видеотерминалы. Она помогают разобраться с расписанием поездов, узнать стоимость проезда. Но на этом их функционал не заканчивается. Каково ж было мое удивление, когда я узнал, что с подобного терминала в режиме реального времени можно обратиться к оператору и задать ему интересующий вопрос. Особо меня порадовала инклюзивность подобных устройств, поскольку можно выбрать диалог с оператором-сурдопереводчиком.

Между тем, ушли в прошлое те времена, когда нужно было обязательно отстоять живую очередь, чтобы купить билеты — неподалеку расположились термины для электронной очереди. Впрочем, даже в такой очереди находиться вовсе необязательно, поскольку любой билет можно купить на сайте rzd.ru или с помощью мобильного приложения «РЖД — пассажирам».
Современные сервисы на вокзале
Конечно, на железнодорожном вокзале в первую очередь должны продаваться билеты на поезда. Однако помимо этого здесь можно приобрести билеты и на самолет! С помощью билетов, приобретенных на вокзале, можно улететь в любом направлении, доступном из аэропортов Барнаула и Новосибирска. Для этого нужно обратиться в специальное окошко.

Ну а если вам самим никуда не нужно ехать, но крайне важно передать посылку — то на вокзале есть подобная услуга.
Также в РЖД трепетно относятся к маломобильным категориям граждан — инвалидам, имеющим проблемы со слухом, зрением и самостоятельным передвижением, а также гражданам преклонного возраста свыше 70 лет. Для них в компании предоставляют бесплатные услуги по сопровождению и оказанию помощи на вокзалах и остановочных пунктах. Подать заявку на сопровождение можно через сайт РЖД в разделе Центр содействия мобильности.

Ожидание с комфортом

Как часто у меня бывало, что, собравшись в поездку и на сто раз перепроверив все вещи, что-то все-таки упускаешь из виду. Чаще всего это или зарядное устройство для телефона, или дополнительный аккумулятор для него же — пауэрбанк.

Для слегка растерянных пассажиров в зале вокзала заработал автомат по аренде пауэрбанков. За небольшую плату можно взять дополнительное зарядное устройство, а вернуть его уже совсем в другом месте, или даже городе. При этом список городов и мест, где его можно оставить, постоянно растет.

Впрочем, если поездка ожидается не такой долгой, то сразу в нескольких местах вокзала есть места, где можно просто подзарядить свой телефон.
Зарядка телефонов
На этом технические новшества отнюдь не заканчиваются. Модернизация затронула и камеры хранения вещей — они теперь автоматические. Через специальный терминал можно выбрать подходящую по размеру ячейку и оплатить нужное время хранения.

Причем размеры некоторых ячеек действительно удивляют — там вполне может разместиться взрослый человек. Невольно приходят на ум различные шутки, что в принципе ее можно использовать как мини-отель.
Камера хранения
Впрочем, в этом нет никакой необходимости, ведь гораздо удобнее разместиться в зале ожидания комфорт-класса. Это удобное пространство для работы и отдыха, а за дополнительную плату можно заказать снеки, чай, кофе и прохладительные напитки.

Помимо этого, на железных дорогах работает еще один очень важный и удобный сервис для таких забывчивых людей, как я — сервис поиска забытых вещей. Он работает по принципу одного окна и значительно упрощает и ускоряет процедуру возврата потерянного имущества.
Зал ожидания комфорт-класса
С большим удивлением я узнал, что железнодорожный вокзал зачастую выполняет роль культурной площадки. Здесь проводятся различные выставки и концерты. Здание обладает уникальной акустикой и часто собирает под своими сводами музыкантов, вокалистов и творческие коллективы. Например, сейчас в зале ожидания экскурсовод рассказывает пассажирам о краеведческом музее — эта акция приурочена к 200-летию музея. Кроме того, через вокзал часто проходят экскурсионные маршруты.

С заботой об экологии

РЖД в последние годы уделяют большое внимание вопросу сохранения экологии. Так, на железнодорожном вокзале Барнаула установили фандомат для приема алюминиевых банок и пластиковых бутылок. Эти устройство принимают пустую тару объемом до двух литров, которая в дальнейшем направляется на переработку.
Фандомат для приема банок и бутылок
Однако они полезны не только тем, что позволяют заботиться об экологии, но и неплохо сэкономить. В качестве вознаграждения за сданную тару пользователю начисляются бонусные рубли, которые можно потратить при покупке товаров или услуг у компаний, которые участвуют в партнерской программе. Также такие аппараты появились на вокзалах Новосибирска, Новокузнецка и Омска.

Кроме того, уже много лет на барнаульском вокзале успешно действует проект раздельного сбора мусора.

Очереди — долой!

Изменения затронули не только пассажиров поездов дальнего следования, и пользователей пригородного сообщения. И начинаются эти изменения с системы покупки билетов.

Да, все еще можно почувствовать ностальгию — отстоять очередь в кассу, и, пообщавшись через окошко с кассиром, купить билет. Впрочем, есть и более удобные способы получить нужный билет. На поезда пригородного сообщения, которые курсируют по территории Алтайского края, можно также приобрести билеты через мобильные приложения и сайт ОАО «РЖД», а в электропоезде проверяющим можно показать его электронный вариант на смартфоне.

Но и это еще не все. Рядом с кассами пригородного сообщения появились специальные билетопечатающие терминалы. Любой билет стал доступен буквально в несколько кликов и без долгих очередей.
Билетопечатающие терминалы
Кроме того, на поездках в поездах пригородного сообщения можно сэкономить! Для этого нужно приобрести абонементные билеты, которые выпускаются в виде пластиковых карточек. При этом линейка тарифов на абонементы удивляет — есть и билеты «рабочего дня», билеты «выходного дня», ежедневные и билеты на определенное количество дат.

И, конечно же, на пригородном сообщении действуют льготы на проезд для детей, школьников, студентов, ветеранов, и других категорий граждан.

«Скорый поезд к дому мчится...»

Ежедневно поездами и электричками в Барнауле пользуются около пяти тысяч человек. Многие из них уже попробовали в действии новые поезда, появившиеся в регионе в последние месяцы.

Так, в конце 2022 года в Алтайском крае появился новый пригородный поезд, который следует по маршруту «Барнаул — Славгород». Поезд преодолевает 395 км за 6,5 часов, что гораздо быстрее автобуса.

Состав поезда сформирован из современных пассажирских вагонов 1, 2 и 3 классов. Внутри — удобные мягкие, эргономичные кресла, откидывающиеся индивидуальные столики и подставки для ног.

В каждом кресле имеются разъемы для наушников — система позволяет переключать каналы и послушать, например аудиогид, книгу или классическую музыку. Кроме того, в наушники можно выводить звук с телевизора, также расположенного в вагоне.
Новые пригородные поезда
Также в вагонах действует система климат-контроля, обеззараживания воздуха, и работают розетки.

Кроме того, для пассажиров впервые в истории алтайских пригородных поездов стали доступны горячие обеды. Они доступны при проезде в 1 классе и стоит от 180 руб. Правда, есть нюанс — о намерении воспользоваться этой услугой нужно предупредить заранее, не менее, чем за сутки.

Также в 2023 году абсолютно новый поезд вышел на маршрут «Барнаул — Черепаново». Электричка состоит из шести вагонов, рассчитанных на 640 пассажиров.
У состава — обтекаемая форма вагонов, которая вызывает меньше воздушного сопротивления. Это позволяет снизить расходы на электроэнергию до 20%!
В салонах расположились сидения новой конструкции. Кроме того, под сидением есть USB-разъемы, с помощью которых можно подзарядить электронные устройства. Также в электричке багажные полки стали больше, а тамбуры стали шире.

Камеры снимают все, что происходит в салонах, тамбурах и перед поездом на путях — для разрешения спорных ситуаций. Например, с ее помощью можно установить, что происходит там, где нажимают на стоп-кран.
Пригородный поезд
Электропоезд оснащен климатическим контролем, что неудивительно — аналогичные поезда курсируют в Алтайском крае с 2015 года.

Очень доступной поездка на электричке стала для маломобильных пассажиров. Хвостовые вагоны оснастили четырьмя подъемниками для посадки в кресле-коляске. Хотя на двери вагона и есть кнопка, которая уведомляет машиниста о том, что нужен подъемник, компания просит особенных пассажиров предупреждать о поездке заранее. Кроме того, в вагоне есть места для крепления инвалидных кресел, также для их обладателей оборудовали санузлы.

Помимо этого, в поезде есть специальные крепления для велосипедов и для другого спортивного инвентаря — чтобы не караулить их в тамбуре, можно подвесить за колеса к стене прямо в вагоне.

Эти удобства недавно могли оценить спортсмены, которые принимали участие в Тягунском марафоне.

Туристическая программа
«Познаем Алтай»

Кстати, на пригородных поездах сегодня можно не только добраться с комфортом до конкретного пункта назначения, но и отправиться в путешествие. Для этого пригородные перевозчик «Алтай-Пригород» совместно с туроператорами-партнерами развивает туристические маршруты по родному региону.
Отправиться в тур до Бийска, Белокурихи, Сросток, Горно-Алтайска можно в составе организованной группы до 20 человек.
В программы путешествий входят обзорные экскурсии по алтайским городам, посещение музеев, природных достопримечательностей и спортивных объектов.

Как мне рассказали специалисты компании, в 2022 году такими туристическими поездками воспользовались более 14 тыс. путешественников. Всего с момента запуска программы в 2010 году ее участниками стали 90 тыс. человек.
Позитивных изменений, происходящих на железной дороге в Алтайском крае, оказалось очень много. Общие тренды, конечно же, прослеживаются — автоматизация процессов, новые услуги и поезда позволяют пассажирам путешествовать легко и с комфортом. И судя по всему, сотрудники РЖД не собираются останавливаться на достигнутом.

Впрочем, нам как пассажирам будет лишь приятнее пользоваться услугами компании.
Позитивных изменений, происходящих на железной дороге в Алтайском крае, оказалось очень много. Общие тренды, конечно же, прослеживаются — автоматизация процессов, новые услуги и поезда позволяют пассажирам путешествовать легко и с комфортом. И судя по всему, сотрудники РЖД не собираются останавливаться на достигнутом.

Впрочем, нам как пассажирам будет лишь приятнее пользоваться услугами компании.

Текст: Павел Запруднов
Фото: Анна Зайкова
На правах рекламы
Рейтинг@Mail.ru