Кто отвечает за тепло
в домах барнаульцев?

проект Сибирской генерирующей компании и altapress.ru
«Главней всего погода в доме» - на редкость удачное выражение, с которым трудно поспорить. Но мы попробуем.

Очевидно, что эта «погода в доме» - вещь очень хрупкая. Ее хорошо создавать в комфортных условиях. Важнейшие из них — свет в домах и теплые батареи. Но мы осознаем их важность только в редкие часы их отключений. И чтобы эти часы для нас действительно были редкими, в городе трудятся тысячи людей.

Как они это делают и с какими трудностями сталкиваются – об этом в нашем проекте.
СГК - один из крупнейших в стране энергетических холдингов. Ему принадлежат ТЭЦ и ГРЭС в пяти регионах Сибири.

В ведении компании — 4 тыс. км тепловых сетей — больше, чем расстояние от Барнаула до Москвы.
Почти 85% домов и учреждений Барнаула получают горячую воду и отопление от предприятий «СГК». Кроме этого мощности компании обеспечивают выработку около 45% электроэнергии в Алтайском крае.

В Барнауле «СГК» представлена четырьмя организациями:

ТЭЦ-2

601 сотрудник

ТЭЦ-3

562 сотрудника

БТСК

494 сотрудника

БТМК

286 сотрудников

ТЭЦ-2

ТЭЦ - это огромный и технологически сложный объект. Здание в длину немногим менее километра буквально переполнено сложными механизмами, изгибами труб и загадочным для непосвященных оборудованием.
В этом году ТЭЦ-2 исполнилось 60 лет. Она зарождалась как сердце всей барнаульской промышленности: ее потребителями были крупные заводы.

При этом в советское время Барнаульская ТЭЦ-2 была одной из самых экономичных станций Сибири.

В 2011-2014 годы станцию серьезно обновили на 30%, потратив на это около 6 млрд. рублей. Сумма гигантская, но эти инвестиции должны окупиться в течение 10 лет.


Удалось заменить два турбоагрегата из пяти (это сложный механизм для выработки электроэнергии, в основе которого лежит пара «турбина + генератор»).


Также реконструировали два котла, перенастроив их на сжигание более дешевого угля, и создали более комфортные и безопасные условия для работы.


ТЭЦ-3

Она переняла у второй барнаульской ТЭЦ звание флагмана энергетики Алтайского края.

Но важнее то, что это еще и самое продуктивное предприятие отрасли в регионе: оно обеспечивает половину краевого центра теплом и горячей водой, а кроме этого снабжает промышленным паром некоторые предприятия.
В начале 2015 году Барнаульская ТЭЦ-3 вошла в топ-10 наиболее эффективных генерирующих компаний России.


А в начале декабря Барнаульская ТЭЦ-3 установила рекорд годовой выработки.

Чтобы управлять оборудованием ТЭЦ — этой сложной высокотехнологичной махиной, — существует оперативно-диспетчерская служба и оперативный персонал цехов. Люди здесь дежурят круглосуточно. Они отвечают за бесперебойность и надежность работы станции. При возникновении внештатной ситуации диспетчеры организуют и координируют действия всех служб ТЭЦ.

Локомотив экономики

2015 год оказался для алтайских энергетиков весьма удачным. ТЭЦ-2 выдала почти на 40,2% электроэнергии больше, чем годом ранее, ТЭЦ-3 – на 16,5%. Почему?
Во-первых,выработка гидроэлектростанций в Сибири упала из-за низкой водности, и, в частности, алтайским предприятиям пришлось восполнять необходимые объемы производства электроэнергии.
Второй фактор – на рост выработки положительно повлияла модернизация генерирующих мощностей СГК в Барнауле, завершившаяся в 2014 году.

Энергетика – одна из основных отраслей в Алтайском крае в этом году, обеспечившая рост показателей и способствовавшая сохранению общего индекса промпроизводства в регионе. Он по итогам 11 месяцев составляет 100,3%.

Значительный вклад в сохранение показателей внесли барнаульские ТЭЦ, которые ежемесячно наращивают выработку электроэнергии.

Получается, что предприятия СГК в крае стали в 2015 году одними из заметных субъектов экономического роста.

Сетевое окружение

Произвести тепло – это лишь половина дела. Другая важная задача – доставить его нам, потребителям. В Барнауле транспортировкой тепла до большинства домов занимаются предприятия, входящие в СГК.
От ТЭЦ к большинству микрорайонов города тянутся 182 км магистральных трубопроводов. Их обслуживает Барнаульская тепломагистральная компания (БТМК). В ее ведении также находятся 14 перекачивающих насосных станций.
После «магистралей» теплоноситель попадает во внутриквартальные сети. А это уже зона ответственности другой структуры - Барнаульской теплосетевой компании (БТСК).

Она работает с 820 км труб. Это почти столько же, как дорога от Барнаула до Красноярска.

Заштопать старые штаны

И все это хозяйство приносит немало головной боли. И на то есть две весомые причины.

  1. Эксперты констатируют: сети в Барнауле спроектированы неудачно и потери в них очень высоки. Поэтому инженерам приходится постоянно ломать голову над тем, как можно их сократить.
  2. Сети уже очень старые и находятся не в лучшем состоянии. Износ труб, по которым в дома барнаульцев попадает горячая вода и тепло, составляет до 83% (по внутриквартальным теплосетям).

В такой ситуации ежегодно нужно менять порядка 3% сетей, то есть около 30 км. Однако ежегодно в распоряжении энергетиков 10% от необходимой суммы на ремонт.

Предпосылки к тому, что ситуация изменится, есть. Так, со следующего года большая часть из средств, которые БТСК ежегодно отдает городу за аренду сетей, будет идти на их ремонт и содержание. Кроме этого, деньги на такие работы будут заложены в новом тарифе, который вступит в действие с июля 2016 года.

В результате у компании появится больше возможностей для эффективных ремонтных кампаний.
Несмотря на недостаток средств на полную или частичную перекладку труб, энергетики стараются поддержать их в надлежащем состоянии. В 2015 году они залатали более 6 км коммуникаций и еще более 1 км – заменили.

Заведующий всем

К сожалению, аварии на сетях происходят практически ежедневно. Доставит ли очередной порыв или утечка неудобства горожанам или нет, зависит во многом от работы нескольких человек - диспетчера и оператора в оперативно-диспетчерских службах БТСК и БТМК.
Наблюдая за параметрами, диспетчер оперативно выявляет нештатные ситуации. Если окажется, что для ремонта течи или прорыва нужно ограничить горячее водоснабжение и отопление для потребителей, то специалист разрабатывает резервную схему отопления.

Диспетчер следит за давлением и температурой воды на всем пути от ТЭЦ до наших домов. Он мониторит множество показателей и постоянно корректирует работу всей системы – например, решает, какой насос необходимо остановить, а какой – наоборот, запустить.
Рабочий день диспетчера и оператора длится 12 часов, после этого на пост заступает следующая смена. Диспетчер не отлучается со своего рабочего места даже на обед. Прием пищи - в специально отведенном помещении по соседству с диспетчерской, не более 15-20 минут и только если все спокойно.

При этом специалист ни на минуту не расстается с телефоном.
От того, насколько оперативно и правильно отреагирует один человек, зависят комфортные условия большого числа жителей Барнаула.

Зеленая вода из крана

Чтобы нештатных ситуаций было меньше, сотрудники СГК играют на опережение. Они периодически испытывают сети, в том числе с помощью безопасного органического красителя «Уранин».


Если теплообменные установки неисправны, то из крана у потребителя идет зеленая вода. Люди звонят диспетчерам, те записывают адреса всех обратившихся и высылают специалистов устранять неполадки.

Но если профилактические работы – вещь, в общем-то, привычная, то с этого года СГК внедряет менее распространенные форматы работы. В частности, регулярными станут «Единые дни контроля», когда жители города могут позвонить на горячую линию и рассказать о проблемах Александру Гроссу, директору БТСК и БТМК.
Для того, чтобы мы не испытывали дискомфорта в своих домах, в круглосуточном режиме трудятся почти 2 тыс. человек, часть из них в круглосуточном режиме.

Расплата за неуплату


СГК было бы легче справиться с этой проблемой и найти средства для крупных ремонтных компаний, если бы не значительная задолженность потребителей.

И с ней специалисты холдинга борются решительно: за 11 месяцев 2015 года они подали почти тысячу исковых заявлений на сумму более 555 млн. рублей.


Новый статус

В марте Минэнерго утвердило схему развития теплоснабжения Барнаула до 2029 года. Ее разработчики делают ставку на комбинированные источники тепла и электроэнергии, то есть на ТЭЦ.

Вместе с этим Барнаульская генерация (структура СГК, управляет ТЭЦ) получила статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Это значит, что именно она будет нести полную ответственность за надежность и качество теплоснабжения.

Согласно схеме, СГК может заместить 19 котельных, находящихся в зоне действия ЕТО. Это значит, что в городе станет на 19 коптящих небо труб меньше, а СГК же получит новых потребителей, загрузит свои мощности, увеличит рентабельность.

Что ЕТО дает горожанам?

Цена

«Продукция» ТЭЦ - самая дешевая на рынке. Это значит, что перешедшие под крыло СГК потребители должны увидеть выгоду в платежных квитанциях.

Оперативность

Единый диспетчер более оперативно реагирует на внештатные ситуации, а большая ремонтная служба с солидным арсеналом техники может быстрее исправить все неполадки. «Продукция» ТЭЦ - самая дешевая на рынке. Это значит, что перешедшие под крыло СГК потребители должны увидеть выгоду в платежных квитанциях.

Определенность

Так как вся цепочка находится в ведении одной структуры, это исключает вероятность несогласованности и даже конфликтов между обслуживающими организациями. То есть ситуация, когда все разводят руками и говорят: «Это не наши сети» - исключена.

Простота

Потребителю проще по всем вопросам обращаться в одну организацию.

А что если СГК станет монополистом и в отсутствие конкурентов поднимет цены?

Идея ЕТО, конечно, несет в себе риски. Среди них - возможное перекладывание издержек на потребителя и снижение качества обслуживания. И тут – все карты в руки властям. Именно они устанавливают тарифы и строго следят за исполнением различных нормативов.

Первая ласточка

Летом согласно схеме теплоснабжения на контур Барнаульской ТЭЦ-3 уже перевели одного из крупных микрорайонов Барнаула, расположенного в центре города – микрорайон №17, а также район Прудских. Изначально жители беспокоились, сможет ли ТЭЦ обеспечить им привычную температуру в квартирах, но за первые месяцы отопительного сезона нареканий у них не возникло.
Свою роль в этом сыграло и то, что перед тем как взять на себя новых потребителей, СГК подготовила инфраструктуру: несмотря на нестабильную экономическую ситуацию энергетики построили 2-километровую теплосеть. Сумма инвестиций в проект составила 55 млн. рублей.

Что будет дальше?

Значительная доля затрат любой теплоэлектростанции не зависит от того, насколько она загружена — на 90% или, например, на 20%. Но этот показатель важен для потребителя — чем больше загрузка, тем меньше приходится платить за теплоэнергиюконкретному человеку.
За последние годы произошла децентрализация системы теплоснабжения и уход потребителей от ТЭЦ к локальным котельным. Сейчас обе барнаульские ТЭЦ работают с большим запасом мощности. Но современные тренды в теплоснабжении связаны с источниками комбинированной выработки.

Интересы и устремления Сибирской генерирующей компании совпадают со стратегическими целями региона и органов власти Алтайского края. Уверен, что совместными усилиями мы сможем вывести энергетику региона на качественно новый, более высокий уровень

Михаил Кузнецов
генеральный директор Сибирской генерирующей компании
ТЭЦ-3. Опора энергетики Барнаула.

P.S. Несмотря на все проблемы и сложности, две тысячи энергетиков в круглосуточном режиме заботятся о том, чтобы в домах барнаульцев было тепло, светло и, в конечном счете — уютно. Это их вклад в «погоду» в наших домах. А то, насколько она будет хорошей, в большей мере зависит, конечно, от нас самих. Желает всем барнаульцам в Новом 2016 году исключительно прекрасной погоды в домах — во всех смыслах этого выражения.

© altapress.ru и Сибирская генерирующая компания

Рейтинг@Mail.ru