1926 год
Зинаида Фосдик,
первая сотрудница Рерихов в Америке, пианистка, искусствовед, педагог:
«26-31
июля. Отправившись в четверг, 22-го, 26-го мы приехали в Новониколаевск.
Путешествие было замечательным. Их любовь и мудрость превосходят всё. Мы вели самые
вдохновенные беседы, наслаждались каждой минутой нашего совместного пребывания.
Новониколаевск — маленький грязный городок, завтра на пароходе мы отплываем в Бийск.
Они оба [Е.И. и Н.К.] советуют нам не скрывать нынешнюю поездку от Гребенщикова.
Говорить, что у Н.К. все идет замечательно, но теперь он направляется в Абиссинию, и мы
действительно не знаем его адреса.
Необходимость в поездке на Алтай хотя бы на
короткое время стала очевидной, еще когда мы были в Москве, и это будет наше первое
посещение Алтая. <...> Думается, что для нашей работы потребуются многие годы.
Вечером было Сказано: "Истинное мужество было явлено при передаче Моего Послания
самым ужасным людям. Невозможно передать, в какой вы были опасности, когда были в Москве.
Малейшее сомнение или колебание могли бы привести к гибели. Потому просил вас
понять серьезность момента. Учитель новых должен трансмутировать мысль в действие. Прежде
чем привлекать других, надо работать над собой. Считаю, результаты, достигнутые в Москве,
имеют историческое значение. Вы будете все жить в Верхнем Уймоне..."
Мы начали
нашу поездку по Оби, сев на пароход в Новониколаевске. Очень жаркий день, но к вечеру
становится прохладнее. Кругом леса, чудесный, благоухающий ароматом сосен воздух. Говорили о
смерти. Е.И. так прекрасно сказала: Учитель будет с вами в последний час, Он не оставит
своих учеников. <...>
Два дня — 27 и 28 — мы плыли по реке Обь, прекрасные
места, вели такие беседы, так много было нам дано, о нас думали каждую минуту. Незабываемые
дни. Очень жарко, бедная Е.И. страдала ужасно. Когда мы прибыли в Барнаул, оказалось, что
пароход, на котором мы должны были плыть дальше, не пришел, и весь следующий день мы провели
в Барнауле, аж до трех часов утра, пока не подошел следующий пароход. Становится прохладней.
Огромная река Обь и такая широкая!
Вечером пришло: "Ручаюсь за успех. Примите
неслыханную серьезность момента. Удержите ощущение центра Моей Страны. Бывшее в прошлом —
лишь игрушки в сравнении с настоящим. Считаю, как жемчуг, мгновения вашего устремления. Так
важно его присутствие. Ужасный ящер угашает огонь ваших шагов. Потому будем держать факел в
неприкосновенности. С соизмеримостью Мы будем смотреть на подробности, которые подвержены
превратностям, и тем охраним ствол дерева".
30-го прибыли в Бийск после долгого
плавания по Оби. Опоздали на полтора дня в сравнении с расписанием. Город небольшой, тихий.
Наняли возниц, четыре брички, упаковывали вещи, купались и целый день просидели вместе,
принимая сообщение.
8 августа. Сейчас мы устраиваемся на новом
месте — условия очень простые, но люди милые, стараются сделать для нас все, что могут.
Из-за дождя в деревне такая грязь, что к родителям можно добраться только верхом на лошади.
Н.К. и Авир собирают сведения о Беловодье — все здесь верят в эту страну. Попасть в нее
можно только через степь, претерпев голод и всякие лишения, и многие отправившиеся туда не
вернулись. Как-то раз оттуда пришла женщина, красивая, но темнокожая. Все говорят здесь о
Беловодье. Создается впечатление, будто все староверы собрались на Алтае, чтобы отыскать
Беловодье.
Дед Атаманова, у которого остановились Рерихи, много лет назад
отправился на поиски Беловодья. Они, видимо, пошли в Монголию и там увидели темнокожую
женщину в белом одеянии и услышали звон колоколов. Но они не смогли вынести лишения пути и
возвратились. Жил здесь также и народ чудь. Не желая терпеть тиранию "белого царя", они ушли
под землю. Мы видели место, усеянное камнями и большими дырами, через которые, как уверяют
местные жители, чудь ушла под землю и спряталась там. <...> Такая же легенда о
подземном народе агарти известна гораздо южнее, в Тибете и Индии.
В доме, где
жили родители, на стене одной из комнат была значительная роспись — красная чаша. Дом
считается историческим: в нем размещалось белое, а затем и красное правительство во время
боев 1917-21 годов.
Днем мы все собрались в доме родителей, писали, много
работали. Пришли несколько человек, очень интересовались Америкой, надеются на
сотрудничество с ней. Опять рассказы о Беловодье. Большие люди живут там, справедливые люди,
многие подземные ходы ведут к ней. Не многие видели ее. Но некоторые из ее обитателей живут
в других странах, в Америке.
Мы посылаем отсюда людей по разным направлениям,
чтобы обследовать эти места, и они привозят интересные сведения. Предстоят две поездки к
Белухе.
<...>
19 августа. Сегодня утром
переправились через Катунь в Уймонскую долину и видели прекрасную Белуху и ее снежные
вершины.
День такой ясный, чудный, и Белуха видна во всем великолепии. <...>
Продолжили путешествие новым путем — через Черный Ануй, Туманово, Матвеевку,
Карпово, Солониху — до Бийска. Этот новый путь гораздо лучше дороги, которой ехали в Верхний
Уймон, — не сравнить! Дождило, а все же чудесный край. Все время сидела с Е.И».