В
1980-х Дом Носовича (теперь стоящий на ул. Анатолия, 106) хотели разобрать на курятник. Но
хозяйственным планам неожиданно помешали художники-неформалы. О том, как протест спас
памятник, действительно ли при воссоздании укоротился этаж и куда с флюгера исчезла «масонская»
символика, — в спецпроекте altapress.ru.
Фасад терема украшен резьбой,
вьющейся, будто ветви деревьев. Интересно, что сбоку чудо-растения кажутся более вытянутыми и
превращаются в бабочек-балерин. С ними соседствуют грациозные крестики, «вышитые» на оконных
рамах, и белоснежный карниз — сложенный так же кропотливо, как схема в книжке «Вязание крючком».
Стиль Дома Носовича — сочетание эклектики с модерном и традиционным зодчеством.
Адрес: ул. Анатолия, 106. Годы воссоздания: 1992–1996. Этажность: 2 этажа (с цокольным — 3).
У
здания есть
Крыша с
шатром из чешуйчатой черепицы
Эркер
с опорой на выступающие бревна
Крыльцо, огражденное балюстрадами
Жестяные трубы с лепестковыми навершиями
Глава 1
«Новоселье — не веселье»
Об
истории, сносе и воссоздании
Терем Носовича выглядит необычным, хотя расположен среди деревянных домов со ставнями и резными
наличниками. Постройка, перенесенная в частный сектор с ул. Чернышевского, 159, видна издалека.
Статная крыша, утопающая в облаках, похожа на старинную. Но только похожа, ведь облик здания
воссоздан частично.
Петухам и людям
Первый терем, в котором жил
зодчий и автор проекта «города-сада» Иван Носович, появился
в 1908 году.
«Уже в 1920-м строение
национализировали. В нем поместили Пастеровскую лабораторию — научно-медицинское учреждение для
бактериологических исследований. В 1950 году дом перепрофилировали под детский туберкулезный
санаторий», — рассказывает историк и краевед Данил Дегтярев.
До переноса историческое
здание долго стояло заброшенным. Городские власти решили разобрать его и на освободившейся
территории построить жилую девятиэтажку (она в результате выросла на 30–40 метров дальше).
Старинные бревна предполагалось пожертвовать для курятника в селе Штабка.
Пели, рисовали и протестовали
В апреле 1988 года за Дом
Носовича заступилось барнаульское андеграунд-сообщество. Юрий Эсауленко, Алексей Чеканов
и Александр Маркин — члены творческого объединения «Тихая
мансарда» — организовали двухнедельную выставку-протест «Прощание со старым домом».
Кроме художников и скульпторов в акции участвовала музыкальная группа «Дядя Го».
Жена
скрипача «Дяди Го» Петра Каменных Светлана смеется:
«Молодость у нас была насыщенная. Если честно, даже не помню, кому пришло в голову сделать
выставку, но было интересно. В интернете пишут, что мы устраивали в Доме Носовича голодовку.
Такого не припомню».
Светлане хорошо запомнились картины, «куча народа и жуткий холод
из-за отсутствия батарей». Много воспоминаний о протесте и у драматурга Вадима Климова.
Выставка в доме И. Ф. Носовича, апрель 1988 года. Слева направо: Юрий
Эсауленко, Алексей Чеканов, Александр Маркин, Ирина Болдина. Фото Александра Волобуева
— 1988-й, на дворе Советский Союз. Комсомольцы, пионеры. Мы тогда были не
молодыми оболтусами, а серьезно занятыми художниками с большой гражданской ответственностью
и понимали ценность деревянной архитектуры. Мы с акцией оказались настолько заметны, что к
нам приходили заместители первого секретаря КПСС и секретарь крайисполкома. Страха не было —
было понимание серьезности ситуации. Это называется «захват недвижимости». А лидер нашего
движения — наверное, скульптор Александр Маркин.
Вадим Климов
Комиссар галереи изобразительного искусства «Республика ИЗО»
Вадим добавляет: «Пришел чиновник
и сказал, что постройку разберут и обязательно перевезут. Я осознавал, что нам не устоять перед
советской властью, но мы стремились показать: можно бороться».
150
человек ежедневно
посещали выставку «Прощание со старым домом»
В доме архитектора И.Ф. Носовича, апрель 1988 года. Слева направо: Юрий
Эсауленко, Алексей Чеканов, Ирина Болдина, Александр Маркин. Фото Александра Волобуева
Старина без старины
В ответ на акцию чиновники
пообещали построить идентичное Дому Носовича здание. В работах участвовал ликвидированный в 2015
году институт «Спецпроектреставрация». Памятник возвели из новых материалов. Председатель
правления Алтайской организации Союза архитекторов России Петр Анисифоров пожимает
плечами: «"Родные" бревна все-таки уплыли».
Близнец или нет
«Копия отличается от исконного
памятника. Это особенно видно на фотографиях», — говорит фотограф и «сталкер» из Барнаула Евгений Кучинев. Его слова подтверждает архитектор
Александр Деринг, убежденный, что потеря половины
оригинальных конструкций делает историческое строение «неполноценным».
— Не могу сказать, что воссоздание Дома Носовича аутентичное или научное.
Здание вырвано из родной среды и искусственно установлено на новом месте. К тому же на
фасаде нет упоминания о том, что это новодел, и о том, как он здесь оказался.
Александр Деринг
Руководитель творческой мастерской «Классика»
Откусили кусочек
Считается, что объем этажей
реставраторы уменьшили. «Это так, — уверяет Петр Анисифоров. — Облик памятника воспроизведен
максимально, но прозаически усечена небольшая часть площади. В целом же новодел строили по
замерам и чертежам. Вид дома близок к изначальному».
5
лет возводили
особняк на новом месте — с 1992 по 1996 год
Архитектор Анатолий Мошонкин, бывший руководитель
«Спецпроектреставрации», вспоминает: «Мы корректировали то, что воссоздали другие. Новые
собственники, уже построившие терем, пришли и попросили о помощи. Я же привел их в чувства,
понимая, насколько ситуацию сложно исправить. Уже были нарушены архитектурные пропорции,
«поехали» окна, отсутствовала часть объема этажа. Чем смогли, конечно, помогли».
Вместо архитектурного памятника на ул. Чернышевского обустроили кооперативный погреб.
Глава 2
«Покажите зубы»
Что сейчас
Дом Носовича окружен частным сектором. Здесь, несмотря на большое количество жилых зданий,
малолюдно и тихо. Из крошечных закоулков доносится лишь чирикание воробьев и синиц.
Уникальная деталь
До недавнего времени новый флюгер
терема украшали загадочные циркуль и равнобедренный треугольник, приписываемые масонам. Пару
месяцев назад символику так же загадочно убрали, оставив кованый флажок. Скорее всего, элемент
находится на реставрации, предполагают архитекторы.
Не
напоказ
Мистический знак, как оказалось,
к вольным каменщикам не относится. На Доме Носовича, как и на других российских зданиях, не
может быть масонских символов. В этом уверен член совета Международной ассоциации исследователей
эзотеризма и мистицизма Евгений Кузьмишин, живущий в
Москве. «Тайные» обозначения в виде глобусов и физических приборов принадлежат научным
институтам. Масоны никогда не строили особых домов. Они собирались у богатых соратников или
арендовали помещения.
— Циркуль и наугольник, отвес и уровень — традиционные символы архитектуры и
архитекторов. Они есть в эмблемах архитектурных союзов всего мира. Этими символами помечали
свои дома и отдельно взятые зодчие, показывая: здесь живет архитектор.
Евгений Кузьмишин
Историк, автор книг о масонстве
По словам Данила Дегтярева, такой
знак пропал и с деревянного строения на ул. Пушкина, 45. При этом на пр. Ленина, 81 сохранился
таинственный крест розенкрейцеров, или, по другой версии, печать
Лютера.
«Архитектура — мать искусств»
В помещениях Дома Носовича почти
не сохранилось уникальных элементов. Интерьеры приспособлены под работу организаций: памятник
принадлежит стоматологической клинике.
Директор клиники Надежда Новицкая рассказывает: «Когда мы покупали дом,
стены изнутри уже были обшиты гипсокартоном. Мы только постелили линолеум и устранили пару
недоделок. Внутри все современное. Да и снаружи тоже. Зданию не 100 лет, как думают некоторые».
Главная красота Дома Носовича, как подтверждает архитектор Петр Анисифоров, снаружи.
— Фасады дома — классные! Они сделаны очень искусно и с большим
профессионализмом. И все это несмотря на то, что у современных деревянных построек может
быть много проблем. Качество нередко страдает из-за отсутствия мастерства или желания
сэкономить.
Петр Анисифоров
Председатель правления Алтайской организации Союза архитекторов России
«Город-сад»
На первый взгляд огромный, терем
на самом деле невысок. За его хрупкой «спиной» — жилой шестнадцатиэтажный небоскреб из
оранжевого кирпича.
Надежда Новицкая, чтобы сгладить архитектурные контрасты,
планирует заняться ландшафтным дизайном участка. Она мечтает организовать сад с деревянными
мини-копиями утраченных памятников архитектуры. Идея позаимствована у Ивана Носовича. «Такого, —
отмечает Надежда, — сейчас нет ни у кого».